Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20
«Тополек» г. Сальска
(МБДОУ № 20«Тополек» г. Сальска)
СОГЛАСОВАНО:
педагогическим советом
МБДОУ № 20«Тополек» г. Сальска
(протокол от 15 апреля 2022 г. № 4)
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ № 20
«Тополек» г. Сальска
_________
Н.В. Цуканова
15 апреля 2022 г.
Отчет о самообследовании
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 20 «Тополек» г. Сальска» за 2021 год
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Общие сведения об образовательной организации
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
Наименование образовательной
учреждение «Детский сад № 20 «Тополек» г. Сальска
организации
(МБДОУ № 20 «Тополек» г. Сальска)
Руководитель
Адрес организации
Телефон, факс
Адрес электронной почты
Учредитель
Дата создания
Лицензия
Устав
Наталия Викторовна Цуканова
347634, Россия, Ростовская область, г. Сальск, ул.
Халтурина, 27
8 8637276467
topolek.20@yandex.ru
Администрация Сальского района
1986 год
от 27.12.2019 № 7010, серия 61 Л01 № 0000467
Постановление Администрации Сальского района от
30.12.2015 № 1308
свидетельство о постановке на
От 10.11.2000г
учет в налоговом органе
свидетельство о внесении
записи в Единый
От 29.01.2019
государственный реестр
юридических лиц
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20
«Тополек» г. Сальска (далее – ДОУ) расположено в жилом районе города вдали от
производящих предприятий и торговых мест. Здание ДОУ построено по типовому проекту.
Проектная наполняемость на 140 мест. Общая площадь здания 1976 кв. м, из них площадь
помещений, используемых непосредственно для нужд образовательного процесса, 1076 кв. м.
Предметом деятельности ДОУ является оказание услуг в сфере образования: организация и
осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
дошкольного образования, обеспечение охраны здоровья и создание благоприятных условий
для разностороннего развития личности.
Целью
деятельности ДОУ
является предоставление общедоступного и бесплатного
дошкольного образования по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам дошкольного образования, в том числе для воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья; обеспечение качества дошкольного образования и его соответствие
федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования,
присмотр и уход за детьми.
1
Основным
видом
деятельности
Учреждения
является
реализация
Основной
общеобразовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей и
комбинированной направленностей. Образование детей осуществлялось на русском языке.
Режим работы ДОУ: группа кратковременного пребывания (3 часа в день) -1 единица; группа
полного дня – 10,5 часов (7 единиц)
Рабочая неделя: пятидневная (понедельник – пятница).
Длительность работы Учреждения: 10,5 часов (с 7.00 до 17.30)
Выходные дни: суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные законодательством
Российской Федерации.
I. Оценка образовательной деятельности
Образовательная деятельность в ДОУ организована в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС дошкольного
образования, СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», а с 01.03.2021 —
дополнительно с требованиями СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Образовательная деятельность ведется на основании утвержденной Основной
общеобразовательной программой дошкольного образования (приказ МБДОУ от 31.08.2021 №
107) в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Образовательная программа разработана с
учетом Примерной образовательной программой дошкольного образования. Образовательная
программа дошкольного образования в ДОУ представлена двумя составляющими: обязательная
часть (не менее 60% от ее общего объема) и часть, формируемая ДОУ (не более 40%).
ДОУ посещают 164 воспитанника в возрасте от 2 до 7 лет, из них: 125 детей в возрасте 3
года и старше, из них - 24 ребенка с ОВЗ, 3 ребенка - инвалида.
В ДОУ функционирует 7 групп полного дня, из них: 4 группы общеразвивающей
направленности и 3 группы комбинированной направленности. В ДОУ имеется 1 группа
общеразвивающей направленности кратковременного пребывания по адаптации к условиям
дошкольного учреждения (режим пребывания 3 часа в день).
Воспитательная работа.
С 01.09.2021 ДОУ реализует рабочую программу воспитания и календарный план
воспитательной работы, которые являются частью Основной образовательной программы
дошкольного образования. За четыре месяца реализации программы воспитания родители
выражают удовлетворенность воспитательным процессом в ДОУ, что отразилось
на результатах анкетирования, проведенного в декабре 2021. Вместе с тем, родители высказали
пожелания по введению мероприятий в календарный план воспитательной работы ДОУ,
например — проводить весенние и осенние спортивные мероприятия на открытом воздухе
совместно с родителями. Предложения родителей будут рассмотрены и при наличии
возможностей включены в календарный план воспитательной работы ДОУ на второе полугодие
2022 года.
Чтобы выбрать стратегию воспитательной работы, в 2021 году проводился анализ состава
семей воспитанников.
Характеристика семей по составу
Состав семьи
Количество семей
Процент от общего
количества семей
воспитанников
Полная
120
81
Неполная
10
6
Матери - одиночки
4
3
многодетные
14
9
опекунские
1
1
Характеристика семей по количеству детей
2
Количество детей в семье
Количество семей
Процент от общего
количества семей
воспитанников
Один ребенок
63
42
Два ребенка
74
50
Три ребенка
9
6
Четыре ребенка в семье и более
3
2
Воспитательная работа строится с учетом индивидуальных особенностей детей, с
использованием разнообразных форм и методов, в тесной взаимосвязи воспитателей,
специалистов и родителей. Детям из неполных семей, матерей - одиночек уделяется больше
внимания в первые месяцы пребывания в ДОУ.
Дополнительное образование.
В ДОУ созданы необходимые условия для реализации дополнительного образования
материально-техническое, программно - методическое, кадровое обеспечение для реализации
программ дополнительного образования. Специалистами ДОУ проводились бесплатный
кружок художественно – эстетического направления «Звонкие голоса» (вокал). Количество
детей, охваченных бесплатным допобразованием 2021 году составляет 20 человек.
Дополнительное образование
В 2021 году в ДОУ работали кружки по направлениям:
1) художественно-эстетическое: «Акварелька», «Волшебный пластилин»;
2) социально-педагогическое: «Скоро в школу»
3) коррекционное: «Умный язычок»
В дополнительном образовании задействовано 73 воспитанника, что составляет 58% от
количества детей от 3 до 7 лет.
Для организации дополнительных услуг в ДОУ разработаны Рабочие программы по
дополнительному образованию: по хореографии (1-ый год обучения), по изобразительной
деятельности (1-ый год обучения), по пластилинографии (1-ый год обучения), по адаптации к
школьному обучению (1-ый и 2-ой годы обучения), по логопедическому массажу.
Анализ данных по посещению детьми занятий дополнительного образования показывает
популярность платного кружка «Скоро в школу», большой интерес вызвала организация
кружка по пластилинографии. Однако, в ДОУ не было организовано дополнительное
образование по художественно – эстетическому направлению «Хореография», а также
отсутствуют дополнительные услуги по программам физкультурно-спортивной направленности.
По предварительным планам источником финансирования будут средства родителей
воспитанников.
Подвывод: все нормативные локальные акты в части содержания, организации
образовательного процесса в ДОУ имеются в наличии. Все возрастные группы укомплектованы
3
полностью. Вакантных мест не имеется. В ДОУ организованы дополнительные
образовательные услуги – по художественно-эстетическому развитию. Введена в работу
и реализуется программа воспитания.
II. Оценка системы управления ДОУ
Управление ДОУ осуществляется в соответствии с действующим законодательством и Уставом
ДОУ.
Управление ДОУ строится на принципах единоначалия и коллегиальности. Коллегиальными
органами управления являются: общее собрание работников ДОУ; педагогический совет; совет
Учреждения; попечительский совет.
Единоличным исполнительным органом является руководитель – заведующий.
Органы управления, действующие в ДОУ
Наименование органа
Функции
Заведующий
планирует, организует и контролирует образовательную, учебнометодическую,
творческую,
финансово-хозяйственную
деятельность Учреждения;
-представляет Учреждение во всех учреждениях и организациях,
действует от имени Учреждения без доверенности;
-в порядке, установленном действующим законодательством, на
основании договора о закреплении муниципального имущества на
праве оперативного управления распоряжается имуществом и
денежными средствами Учреждения;
-выдает доверенности, имеет право открывать в банках расчетные и
другие счета;
-в пределах своей компетенции издает приказы и другие акты,
обязательные
для
выполнения
всеми
работниками
и
воспитанниками Учреждения;
-принимает и увольняет педагогических работников, заключая с
ними трудовые договоры, применяет к ним меры дисциплинарного
взыскания и поощрения, несет ответственность за уровень их
квалификации;
-распределяет учебную нагрузку и должностные обязанности;
-устанавливает штатное расписание Учреждения;
-осуществляет
контроль
за деятельностью педагогических
работников, в том числе, посещает учебные занятия,
воспитательные мероприятия;
Совет ДОУ
рассмотрение программы развития;
-участие в создании оптимальных условий для организации
образовательного процесса в Учреждении;
-организация
изучения
спроса
родителей
(законных
представителей) воспитанников на предоставление Учреждением
дополнительных образовательных услуг, в том числе платных;
-оказание практической помощи администрации Учреждения в
установлении функциональных связей с учреждениями культуры и
спорта;
-рассмотрение жалоб и заявлений родителей (законных
представителей) воспитанников
на действия (бездействие)
педагогических и административных работников Учреждения;
-заслушивание отчета заведующего по итогам учебного и
финансового года;
-осуществление контроля за соблюдением здоровых и безопасных
условий обучения, воспитания и труда в Учреждении, принятие мер
4
к их улучшению;
-заслушивание
самоанализа деятельности Учреждения для
представления его Учредителю и общественности.
Педагогический совет
реализует государственную политику по вопросам образования;
-рекомендует к утверждению образовательную программу
Учреждения, годовой план работы, годовой календарный учебный
график, рабочие программы и др.;
-рассматривает вопросы по организации предоставления
дополнительных образовательных услуг (в том числе платных) по
конкретным образовательным программам;
-определяет основные направления развития Учреждения,
повышения качества и эффективности образовательного процесса;
-организует выявление, обобщение, распространение, внедрение
передового педагогического опыта;
-организует работу по повышению квалификации и переподготовке
педагогических работников, развитию их творческих инициатив;
-заслушивает администрацию Учреждения и педагогических
работников по вопросам, связанным с организацией
образовательного процесса;
-подводит итоги деятельности Учреждения;
-контролирует выполнение ранее принятых решений;
-делегирует представителей педагогического коллектива в совет
Учреждения, попечительский совет Учреждения;
-рекомендует членов педагогического коллектива к награждению;
-принимает решение о награждении благодарственными письмами
родителей (законных представителей) воспитанников;
-осуществляет взаимодействие с родителями (законными
представителями) воспитанников по вопросам организации
образовательного процесса.
Общее
собрание -принимает Устав, Коллективный договор, Правила внутреннего
работников ДОУ
трудового распорядка, вносит изменения, дополнения в Устав,
локальные акты и принимает в новой редакции указанные
локальные акты Учреждения;
-избирает представителей работников в комиссию по трудовым
спорам Учреждения;
-поддерживает
общественные
инициативы
по
развитию
деятельности Учреждения;
-заслушивает
отчеты (доклады) заведующего, отдельных
работников по вопросам их деятельности.
Попечительский совет
участвует в управлении Учреждением путем принятия
обязательных для Учреждения решений по использованию
передаваемых ему средств и имущества
По итогам 2021 года система управления Детского сада оценивается как эффективная,
позволяющая учесть мнение работников и всех участников образовательных отношений.
В следующем году изменение системы управления не планируется
Подвывод: ДОУ зарегистрировано и функционирует в соответствии с нормативными
документами в сфере образования. Структура и механизм управления дошкольным
учреждением определяет его стабильное функционирование. Управление ДОУ осуществляется
на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности на аналитическом уровне.
III. Оценка содержания и качества подготовки воспитанников ДОУ
5
Деятельность детского сада направлена на обеспечение непрерывного, всестороннего и
своевременного развития ребенка. Организация образовательной деятельности строится на
педагогически обоснованном выборе программ (в соответствии с лицензией), обеспечивающих
получение образования, соответствующего ФГОС ДО.
В основу воспитательно-образовательного процесса ДОУ в 2021 году были положены основная
Образовательная программа дошкольного образования, самостоятельно разработанная
в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования,
и Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ. В ходе реализации
образовательной деятельности используются информационные технологии, современные
педагогические технологии, создана комплексная система планирования образовательной
деятельности с учетом направленности реализуемой Образовательной программы, возрастных
и индивидуальных особенностей воспитанников, которая позволяет поддерживать качество
дошкольного образования.
Освоение Образовательной программы дошкольного образования проходило в очной форме
Хорошие результаты достигнуты благодаря использованию в работе методов, способствующих
развитию самостоятельности, познавательных интересов детей, созданию проблемнопоисковых ситуаций, использованию эффективных здоровьесберегающих технологий
и обогащению развивающей предметно- пространственной среды. Выполнение детьми
программы осуществляется на достаточном уровне в ДОУ и планируется с учетом
индивидуальных особенностей развития, состояния здоровья, способностей и интересов
воспитанников. Также планируется индивидуальная работа с детьми, имеющими ограниченные
возможности здоровья (ОВЗ), через интеграцию деятельности всех педагогических работников
и родителей. В дошкольном образовательном учреждении сформирован и функционирует
психолого-педагогический консилиум.
В 2021 году в период самоизоляции, введенной в качестве ограничительного мероприятия в
Ростовской области, вход в помещение ДОУ для родителей был ограничен, поэтому формы
работы с родителями организовывались дистанционно через Skype, Zoom, WhatsApp,
социальные сети.
Работа с детьми с ОВЗ
В 2020/21 учебном году коррекционную помощь в группах комбинированной направленности
получали
25 детей (с ТНР — 22 ребенка и 1 ребенок с ЗПР, 1 ребенок с РАС). В течение учебного года
обследовано с целью выявления ОВЗ 44 ребенка. Направлено на ПМПК для определения
и уточнения образовательного маршрута 14 детей.
Адаптированные образовательные программы реализованы в полном объеме, коррекционная
работа проводилась с использованием наглядных, практических и словесных методов обучения
и воспитания с учетом психофизического состояния детей, с использованием дидактического
материала. Коррекционная работа проводилась по следующим направлениям: накопление
и актуализация словаря, уточнение лексико-грамматических категорий, развитие
фонематических представлений, коррекция нарушений звукопроизношения, развитие связной
речи., коррекция психо- эмоционального состояния.
Вывод: образовательный процесс в ДОУ организован в соответствии с требованиями,
предъявляемыми ФГОС ДО, и направлен на сохранение и укрепление здоровья воспитанников,
предоставление равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка. Общая
картина оценки индивидуального развития позволила выделить детей, которые нуждаются в
особом внимании педагога и в отношении которых необходимо скорректировать, изменить
способы взаимодействия, составить индивидуальные образовательные маршруты. Работа с
детьми с ОВЗ продолжается. Полученные результаты говорят об эффективности
коррекционной работы.
IV. Оценка организации воспитательно-образовательного процесса
6
В основе образовательного процесса в ДОУ лежит взаимодействие педагогических работников,
администрации и родителей. Основными участниками образовательного процесса являются
дети, родители, педагоги.
Основные формы организации образовательного процесса:
•
совместная деятельность педагогического работника и воспитанников в рамках
организованной образовательной деятельности по освоению основной общеобразовательной
программы;
•
самостоятельная деятельность воспитанников под наблюдением педагогического
работника.
Основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения определяет содержание и
организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на
формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств,
обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей
дошкольного возраста. Организация воспитательно-образовательного процесса осуществляется
на основании режима дня, сетки занятий, которые не превышают норм предельно допустимых
нагрузок, соответствуют требованиям СанПиН и организуются педагогами ДОУ на основе
календарного планирования.
Учебный план, годовой календарный график, расписание ООД, рабочие программы восьми
возрастных групп являются локальными актами ДОУ.
Занятия в рамках образовательной деятельности ведутся в соответствии с расписанием занятий.
Продолжительность занятий соответствует СанПиН 1.2.3685-21 и составляет в группах с
детьми:
•
от 1,5 до 3 лет — до 10 минут;
•
от 3 до 4 лет — до 15 минут;
•
от 4 до 5 лет — до 20 минут;
•
от 5 до 6 лет — до 25 минут;
•
от 6 до 7 лет — до 30 минут.
Между занятиями в рамках образовательной деятельности предусмотрены перерывы
продолжительностью не менее 10 минут.
Образовательная деятельность с детьми строится в игровой форме с учетом индивидуальных
особенностей детей и их способностей. Выявление и развитие способностей воспитанников
осуществляется в любых формах образовательного процесса.
Чтобы не допустить распространения коронавирусной инфекции, администрация ДОУ в 2021
году продолжила соблюдать ограничительные и профилактические меры в соответствии с СП
3.1/2.4.3598-20:
•
ежедневный усиленный фильтр воспитанников и работников — термометрию с
помощью бесконтактных термометров и опрос на наличие признаков инфекционных
заболеваний. Лица с признаками инфекционных заболеваний изолируются;
•
еженедельная генеральная уборка с применением дезинфицирующих средств,
разведенных в концентрациях по вирусному режиму;
•
ежедневная влажная уборка с обработкой всех контактных поверхностей, игрушек и
оборудования дезинфицирующими средствами;
•
дезинфекция посуды, столовых приборов после каждого использования;
•
использование бактерицидных установок в групповых комнатах;
•
частое проветривание групповых комнат в отсутствие воспитанников;
•
проведение всех занятий в помещениях групповой ячейки или на открытом воздухе
отдельно от других групп;
•
требование о заключении врача об отсутствии медицинских противопоказаний для
пребывания в ДОУ ребенка, который переболел или контактировал с больным COVID-19.
В течение года проводилась систематическая работа, направленная на сохранение и укрепление
физического, психического и эмоционального здоровья детей, по профилактике нарушений
осанки и плоскостопия у детей. Педагоги ДОУ ежегодно при организации образовательного
7
процесса учитывают уровень здоровья детей и строят образовательную деятельность с учетом
здоровья и индивидуальных особенностей детей.
В физическом развитии дошкольников основными задачами для ДОУ являются охрана и
укрепление физического, психического здоровья детей, в том числе их эмоционального
благополучия. Оздоровительный процесс включает в себя:
•
профилактические, оздоровительные мероприятия;
•
общеукрепляющую терапию (витаминотерапия, полоскание горла, применение
фитонцидов);
•
организацию рационального питания (четырехразовый режим питания);
•
санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические мероприятия;
•
двигательную активность;
•
комплекс закаливающих мероприятий;
•
использование здоровьесберегающих технологий и методик (дыхательные гимнастики,
индивидуальные физические упражнения);
•
режим проветривания и кварцевания.
Распределение воспитанников по группам здоровья в сравнении с 2020 годом выглядит
следующим образом (человек):
Динамика распределения носит положительный характер и позволяет сделать вывод об
эффективности проводимых оздоровительных, методических мероприятий. Это позволило
значительно изменить показатели, почти уровняв первую и вторую группы и стабильных
показателях третьей и четвертой групп.
Одним из основных направлений физкультурно-оздоровительной работы является
создание оптимальных условий для двигательной активности детей, формирование у них
необходимых двигательных умений и навыков, а также воспитание положительного отношения
к здоровому образу жизни. В групповых помещениях созданы физкультурно-оздоровительные
уголки. Функционирует спортивная площадка для организации двигательной активности на
прогулке. Результаты мониторинга физического развития детей выявили положительную
динамику физического развития.
Но несмотря на проводимые мероприятия число дней, пропущенных одним ребенком по
болезни, достаточно высокий. Показатель заболеваемости складывается из длительного
отсутствия одних и тех же детей, обусловлен возрастными особенностями детей младшего
дошкольного возраста, первый год посещающих ДОУ.
Вывод: воспитательно-образовательный процесс в ДОУ строится с учетом требований
санитарно-гигиенического режима в дошкольных учреждениях. Выполнение детьми
программы осуществляется на хорошем уровне. Годовые задачи реализованы в полном объеме.
В Детском саду систематически организуются и проводятся различные тематические
мероприятия. Содержание воспитательно-образовательной работы соответствует требованиям
социального заказа родителей (законных представителей), обеспечивает развитие детей за счет
использования образовательной программы. Организация педагогического процесса отмечается
гибкостью, ориентированностью на возрастные и индивидуальные особенности детей, что
позволяет осуществить личностно-ориентированный подход к детям.
8
Для осуществления воспитательной работы в ДОУ в июле 2021 года коллективом учреждения
была разработана Рабочая программа воспитания Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад № 20 «Тополек» г. Сальска, реализующего
основную и адаптированную образовательные программы дошкольного образования (приказ
МБДОУ от 30.07.2021 № 90/1). Программа воспитания соответствует требованиям
Федерального закона № 304-ФЗ от 31.07.2020 «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», с учетом
Плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года .
В основу разработки критериев и показателей оценки достижения результатов освоения
ООП ДО положено содержание образовательных областей: физическое, социальнокоммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие. В процессе
мониторинга исследовались физические, интеллектуальные и личностные (интегративные)
качества ребенка. Критерии конкретизировались в соответствии с возрастными возможностями
детей и программными требованиями
Уровень развития детей анализировался по итогам педагогической диагностики,
психологического и логопедического обследования. Формы проведения диагностики:
- наблюдение (группы раннего возраста);
− индивидуальные задания (по разделам программы).
Разработаны диагностические карты освоения Основной общеобразовательной программы
дошкольного образования ДОУ в каждой возрастной группе. В мае 2021 года ДОУ специалисты
проводили обследование воспитанников подготовительной группы на предмет оценки
сформированности предпосылок к учебной деятельности (28 человек). Задания позволили
оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности: возможность
работать в соответствии с фронтальной инструкцией (удержание алгоритма деятельности),
умение самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, обладать
определенным уровнем работоспособности, а также вовремя остановиться в выполнении того
или иного задания и переключиться на выполнение следующего, возможностей распределения
и переключения внимания, работоспособности, темпа, целенаправленности деятельности и
самоконтроля.
Результаты психологического анализа показывают преобладание детей с высоким и средним
уровнями развития при прогрессирующей динамике на конец учебного года, что говорит о
результативности образовательной деятельности.
Подвывод:
необходимо активизировать работу по предоставлению дополнительной услуги по хореографии,
включить дополнительные услуги физкультурно – оздоровительной направленности.
Организация образовательного процесса непосредственно в ДОУ создает максимально
благоприятные условия для развития творческих способностей с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей и потребностей воспитанников.
IV. Оценка качества кадрового обеспечения
Укомплектованность ДОУ кадрами в 2021 году - 100 процентов согласно штатному
расписанию. Педагогический коллектив ДОУ насчитывал 16 человек. По сравнению с прошлым
годом увеличилось количество педагогов повысивших свою категорию, так, если в 2020 году 1 педагог имеет высшую квалификационную категорию, 2 педагога – 1 квалификационную
категорию, то в 2021 году ещё 1 специалист получил первую квалификационную категорию В
2021 году в ДОУ работают 4 сотрудника (10 % от общего количества работников учреждения),
отмеченных Почетными грамотами Министерства образования и науки Российской Федерации,
из них 3 педагога.
Профессиональный уровень педагогических кадров можно проследить в сравнении с
2020 годом на диаграммах.
Распределение педагогического состава по уровню образования (чел).
9
Распределение педагогического состава по возрасту.
Распределение педагогического состава по педагогическому стажу.
Повышение квалификации педагоги ДОУ проходят в соответствии с планом – графиком.
В декабре 2021 года 100 % педагогов дистанционно прошли КПК по проблеме «Оказание
первой доврачебной помощи детям и взрослым». 10 педагогов прослушали дистанционно
КПК по проблеме «Планирование и реализация мер по усилению безопасности в организациях
дошкольного образования» (72 часа). Профессиональную переподготовку прошли 5 педагогов
по программе «Педагог дополнительного образования» Результаты анализа направлений и
тематики дополнительных профессиональных программ (повышение квалификации), которые
освоили педагоги ДОУ за три последние года, включая 2021 год, показывают, что все они по
профилю педагогической деятельности.
В соответствии с приказом ДОУ четыре воспитателя и 5 специалистов принимали
активное участие в работе районных методических объединений Сальского района.
В связи с поступлением в 2021 году воспитанников с ОВЗ ощущается нехватка
специализированных кадров (учитель - дефектолог).
Указанный специалист войдёт в состав психолого-педагогического консилиума.
В 2021 году педагоги и воспитанники ДОУ активно участвовали в конкурсном
движении разных уровней (международный, всероссийский, региональный, муниципальный).
10
КОНКУРСНОЕ ДВИЖЕНИЕ В 2021 ГОДУ (КОЛИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ)
Подвывод:
В ДОУ созданы кадровые условия, обеспечивающие качественную реализацию
образовательной программы в соответствии с требованиями обновления дошкольного
образования. В учреждении созданы условия для непрерывного профессионального развития
педагогических работников через систему методических мероприятий в ДОУ. Педагоги
зарекомендовали себя как инициативный, творческий коллектив, умеющий найти
индивидуальный подход к каждому ребенку, помочь раскрыть и развить его способности.
Таким образом, система психолого-педагогического сопровождения педагогов, уровень
профессиональной подготовленности и мастерства, их творческий потенциал, стремление к
повышению своего теоретического уровня позволяют педагогам создать комфортные условия в
группах, грамотно и успешно строить педагогический процесс с учетом требований ФГОС ДО.
Однако необходимо педагогам и узким специалистам более активно принимать участие в
методических мероприятиях разного уровня, так как это, во-первых, учитывается при
прохождении процедуры экспертизы во время аттестации педагогического работника, а вовторых, играет большую роль в повышении рейтинга ДОУ
ДОУ укомплектован кадрами полностью.
Однако, анализ данных, полученных на основе наблюдения и опроса воспитателей по
применению ими информационных и дистанционных технологий в образовательной
деятельности показал, что педагоги испытывали существенные трудности, связанные с
отсутствием необходимых компетенций, при применении дистанционных инструментов для
проведения родительских собраний в Skype, Zoom и WhatsApp.
Задачи: предусмотреть обучение педагогов дошкольной организации по тематическим
дополнительным профессиональным программ (повышение квалификации), направленным на
формирование/совершенствование ИКТ-компетенций, повышение компьютерной грамотности
для последующего обеспечения качества образовательной деятельности с применением
дистанционных образовательных технологий. Принять в штат учителя-дефектолога в 2022 году
V. Оценка учебно-методического и библиотечно-информационного обеспечения
В ДОУ разработана эффективная система методической работы. Содержание
методической работы соответствует реализуемым задачам, стоящим перед ДОУ, в том числе в
Основной образовательной программе.
В течение года применялись разнообразные формы методической работы, исходя из
целей ДОУ: консультации, практикумы, тренинги, педсоветы, мозговой штурм и др. В ходе
методической деятельности использовались как индивидуальные, так и групповые формы
работы. Учитывались разные показатели, так для молодых педагогов (стаж педагогической
работы до 3 лет) организовывалась работа Школы молодого воспитателя, для педагогов,
11
прошедших курсовую переподготовку в дистанционном режиме, проводились прямые показы
приемов работы с дошкольниками.
В течение 2021 года изучались и внедрялись современные образовательные технологии,
такие как «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», развивающие игры В.Воскобовича.
Оборудование и оснащение методического кабинета достаточно для реализации
Основной общеобразовательной программы. Однако, необходимо пополнить методической
литературой и пособиями по коррекционной работе для реализации Адаптированной
образовательной программы.
В методическом кабинете созданы условия для возможности организации совместной
деятельности педагогов, самообразования.
В ДОУ библиотека является составной частью методической службы. Библиотечный
фонд располагается в методическом кабинете, кабинетах специалистов, группах ДОУ.
Библиотечный фонд представлен методической литературой по всем образовательным
областям Основной общеобразовательной программы, детской художественной литературой,
периодическими изданиями, а также другими информационными ресурсами на различных
электронных носителях. В каждой возрастной группе имеется банк необходимых учебнометодических пособий, рекомендованных для планирования воспитательно-образовательной
работы в соответствии с ООП.
ДОУ обеспечен выходом в Интернет, имеет электронную почту topolek.20@yandex.ru. В
ДОУ имеются 4 компьютера, 2 принтера, проектор, интерактивный столик. Программное
обеспечение позволяет работать с текстовыми редакторами, интернет-ресурсами, фото-,
видеоматериалами, графическими редакторами.
Официальный сайт
https://20dstopolek.tvoysadik.ru/
соответствует установленным требованиям. Приказом ДОУ назначен
координатор сайта, который систематически обновляет информацию на страничках.
В связи с чем в 2021 году необходимо обеспечить подборку онлайн-ресурсов, поиск
и/или разработку видеоконтента, определение электронного ресурса для размещения
обучающих материалов, инструкций, методических рекомендаций и др., а также пополнить
библиотечный фонд методической литературой и комплектами заданий по всем
образовательным областям основной общеобразовательной программы для подготовки
педагогов к проведению занятий онлайн. Однако, кабинет недостаточно оснащен техническим
и компьютерным оборудованием. Количественные характеристики посещаемости
официального сайта низкие.
Подвывод: В ДОУ учебно-методическое и информационное обеспечение достаточно для
организации образовательной деятельности и реализации Образовательной программы при
посещении детьми ДОУ, но для работы в дистанционном режиме в учреждении материально –
техническая база недостаточна.
VI. Оценка материально-технической базы
В ДОУ сформирована материально-техническая база для реализации Образовательной
программы, жизнеобеспечения и развития детей. В ДОУ оборудованы помещения:
− групповые ячейки (игровая комната, спальня, туалетная комната, буфетная, раздевальная
комната) – 7;
− кабинет заведующего – 1;
− методический кабинет – 1;
− музыкальный зал (совмещен с физкультурным)– 1;
- кабинет педагога – психолога-1;
- кабинет учителя – логопеда-1;
− пищеблок – 1;
− прачечная – 1;
− медицинский кабинет – 1;
− процедурный кабинет – 1;
При создании предметно-развивающей среды воспитатели учитывают рекомендации
автора Примерной общеобразовательной программы «Детский сад – Дом радости», а также
12
возрастные, индивидуальные особенности детей своей возрастной группы.
Обновлена детская мебель в 2 возрастных группах (детские столы и стулья).
Косметический ремонт групповых помещений, пищеблока, прачечной, вестибюлей,
проводился в июне 2021 года. В ДОУ соблюдаются меры пожарной и антитеррористической
безопасности. Имеется автоматическая пожарная сигнализация, средства пожаротушения (17
огнетушителей), тревожная кнопка, договора на обслуживание с соответствующими
организациями («Пожаудит», «Росгвардия»). Учебно – тренировочные мероприятия с
воспитанниками и сотрудниками проводятся систематически в соответствии с утвержденным
планом – графиком. Санитарное состояние территории ДОУ поддерживается
в
удовлетворительном состоянии.
Ограждение и освещение территории достаточное, но
нуждается в замене.
В штатном расписании ДОУ отсутствует штатная единица «медицинская сестра»,
поэтому медицинское обслуживание осуществляется на основе договора с МБУЗ «ЦРБ»
Сальского района. Медицинский блок, имеющий лицензию, представлен медицинским и
процедурным кабинетами. Сотрудники ДОУ регулярно проходят медицинские осмотры (июль
2021).
В ДОУ постоянно соблюдается санитарно – гигиенический режим: состояние всех
помещений находятся в удовлетворительном состоянии; режим проветривания, температурный
режим, обработка помещений бактерицидными лампами проводятся в соответствии с графиком.
Водоснабжение, водоотведение, отопление централизованное.
Оценка материально-технического оснащения ДОУ с воспитанниками выявила
следующие трудности:
- недостаточно необходимого оборудования (ноутбуков, компьютеров или планшетов)
по группам детского сада.
Сотрудники и воспитанники проходили обязательную термометрию 2 раза в день,
осмотр медработником и другие профилактические меры. Для воспитания основ здорового
образа жизни у воспитанников в течение 2020 года проводился ряд мероприятий,
обеспечивающих формирование у воспитанников навыков здорового образа жизни.
Для осуществления вопросов организации питания в ДОУ имеется необходимая
документация: приказы, график получения питания, накопительные ведомости, журналы
бракеража сырой и готовой продукции, утвержденное 10-дневное меню, картотека блюд. В
дошкольном учреждении приказом назначена комиссия по организации питания дошкольников,
в задачу которой входит осуществление систематического контроля (7 актов в течение года) за
качеством приготовления пищи, проверкой всей документации, условиями хранения продуктов
питания в кладовой, своевременность гашения поставляемой продукции через систему
«Меркурий ХС» и др. Замечания комиссии исправлялись в сроки, указанные в актах. Однако,
следует отметить о необходимости замены холодильного оборудования на пищеблоке. В складе
пищеблока установили психрометр
Вывод: Материально-техническое состояние ДОУ и территории соответствует действующим
санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима
работы в дошкольных организациях, правилам пожарной безопасности, требованиям охраны
труда.
Задачи: дооснастить
помещение пищеблока новым оборудованием в соответствии с
требованиями СанПиН 1.2.3685-21, СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
В 2022 году необходимо продолжить модернизацию цифрового обучающего оборудования и
программного обеспечения, определить источники финансирования закупки.
VII.Оценка функционирования внутренней системы оценки качества образования
В ДОУ утверждено Положение о внутренней системе оценки качества образования.
Мониторинг качества образовательной деятельности в 2021 году показал удовлетворительную
работу педагогического коллектива по всем показателям даже с учетом некоторых
организационных сбоев, вызванных применением дистанционных технологий.
Система качества дошкольного образования в Детском саду рассматривается как система
13
контроля внутри ДОУ, которая включает в себя интегративные качества:
•
качество методической работы;
•
качество воспитательно-образовательного процесса;
•
качество взаимодействия с родителями;
•
качество работы с педагогическими кадрами;
•
качество развивающей предметно-пространственной среды.
С целью повышения эффективности учебно-воспитательной деятельности применяется
педагогический мониторинг, который дает качественную и своевременную информацию,
необходимую для принятия управленческих решений.
В октябре 2021 проводилось анкетирование 130 семей, получены следующие результаты:
•
доля получателей услуг, положительно оценивающих доброжелательность и вежливость
работников организации, — 81 процент;
•
доля получателей услуг, удовлетворенных компетентностью работников организации, —
72 процента;
•
доля получателей услуг, удовлетворенных материально-техническим обеспечением
организации, — 50 процентов;
•
доля получателей услуг, удовлетворенных качеством предоставляемых образовательных
услуг, — 74 процента;
•
доля получателей услуг, которые готовы рекомендовать организацию родственникам и
знакомым, — 92 процента.
Анкетирование родителей показало высокую степень удовлетворенности качеством
предоставляемых услуг.
Вывод: в Детском саду выстроена четкая система методического контроля и анализа
результативности воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития
дошкольника и функционирования ДОУ в целом.
СТАТИСТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Результаты анализа показателей деятельности организации
Данные приведены по состоянию на 30.12.2021.
№ п/п
Показатели
Единица Количеств
измерени
о
я
1.
1.1
Образовательная деятельность
Общее количество воспитанников, которые обучаются по
программе дошкольного образования
в том числе обучающиеся:
человек
167
1.1.1
в режиме полного дня (8–12 часов)
164
1.1.2
в режиме кратковременного пребывания (3–5 часов)
3
1.1.3
в семейной дошкольной группе
0
1.1.4
по форме семейного образования с психолого-педагогическим
сопровождением, которое организует детский сад
0
1.2
Общее количество воспитанников в возрасте до трех лет
человек
42
1.3
Общее количество воспитанников в возрасте от трех до
восьми лет
человек
125
14
1.4
Численность (удельный вес) детей от общей численности
воспитанников, которые получают услуги присмотра и ухода,
в том числе в группах:
человек
(процент)
167/100%
1.4.1
В режиме полного дня (8–12 часов)
1.4.2
В режиме продленного дня (12–14 часов)
0 (0%)
1.4.3
В режиме круглосуточного пребывания
0 (0%)
1.5
Численность (удельный вес) воспитанников с ОВЗ от общей
численности воспитанников, которые получают услуги:
1.5.1
по коррекции недостатков в физическом и (или) психическом
развитии
1.5.2
По освоению образовательной программы дошкольного
образования
1.5.3
По присмотру и уходу
164 (99%)
человек
(процент)
24(14%)
0 (0%)
24(14%)
0 (0%)
1.6
Средний показатель пропущенных дней при посещении ДОО
по болезни дней на одного воспитанника
день
14,4
1.7
Общая численность педагогических работников, в том числе:
человек
16
1.7.1
Численность/удельный вес численности педагогических
работников, имеющих высшее образование
10/63%
1.7.2
Численность/удельный вес численности педагогических
работников, имеющих высшее образование педагогической
направленности (профиля)
10/63%
1.7.3
Численность/удельный вес численности педагогических
работников, имеющих среднее профессиональное
образование
6/37%
1.7.4
Численность/удельный вес численности педагогических
работников, имеющих среднее профессиональное
образование педагогической направленности (профиля)
6/37%
1.8
Количество (удельный вес численности) педагогических
работников, которым по результатам аттестации присвоена
квалификационная категория, в общей численности
педагогических работников, в том числе:
человек
(процент)
4 /25%
1.8.1
Высшая
1/5%
1.8.2
Первая
3 /20%
1.9
Численность/удельный вес численности педагогических
человек
работников в общей численности педагогических работников, (процент)
педагогический стаж работы которых составляет:
1.9.1
до 5 лет
3 /18%
1.9.2
больше 30 лет
2 /12%
15
1.10
Численность/удельный вес численности педагогических
работников в общей численности педагогических работников
в возрасте до 30 лет:
человек
(процент)
0/0%
1.11
Численность/удельный вес численности педагогических
работников в общей численности педагогических работников
в возрасте от 55 лет
1.12
Численность /удельный вес педагогических и
административно-хозяйственных работников, прошедших за
последние 5 лет повышение квалификации
/профессиональную переподготовку по профилю
педагогической деятельности или иной осуществляемой в
образовательной организации деятельности, в общей
численности педагогических и административно –
хозяйственных работников
человек
(процент)
2 / 12%
1.13
Численность /удельный вес численности педагогических и
административно-хозяйственных работников, прошедших
повышение квалификации по применению в образовательном
процессе ФГОС в общей численности педагогических и
административно-хозяйственных работников
человек
(процент)
6 /37%
1.14
Соотношение «педагогический работник/воспитанник» в
дошкольной образовательной организации
человек/ч
еловек
16/169
1.15
Наличие в образовательной организации следующих
педагогических работников
3/18%
да/нет
1.15.1 музыкального руководителя
да
1.15.2 инструктора по физической культуре
да
1.15.3 учителя-логопеда
да
1.15.4 логопеда
нет
1.15.5 учителя-дефектолога
нет
1.15.6 педагога-психолога
да
2
Инфраструктура
2.1
Общая площадь помещений, в которых осуществляется
образовательная деятельность, в расчете на одного
воспитанника
кв. м
2
2.2
Площадь помещений для дополнительных видов деятельности
воспитанников
кв. м
110
2.3
Наличие физкультурного зала
да/нет
нет
2.4
Наличие музыкального зала
да
2.5
Наличие прогулочных площадок, обеспечивающих
физическую активность и разнообразную игровую
деятельность воспитанников на прогулке
да
Вывод:
ДОУ зарегистрировано и функционирует в соответствии с нормативными документами в сфере
образования. Структура и механизм управления дошкольным учреждением определяет его
16
стабильное функционирование. Управление ДОУ осуществляется на основе сочетания
принципов единоначалия и коллегиальности на аналитическом уровне.
Анализ показателей указывает, что МБДОУ № 20 «Тополек» г. Сальска имеет достаточную
инфраструктуру, которая соответствует требованиям СанПиН и позволяет реализовывать
Основную общеобразовательную программу дошкольного образования в полном объеме в
соответствии с ФГОС ДО.
Все нормативные локальные акты в части содержания, организации образовательного процесса
в ДОУ имеются в наличии. Все возрастные группы укомплектованы полностью. Вакантных
мест не имеется. В ДОУ организованы дополнительные образовательные услуги – по
художественно-эстетическому развитию. Введена в работу и реализуется программа
воспитания. ДОУ. Укомплектован кадрами полностью.
Педагоги постоянно повышают свой профессиональный уровень, эффективно участвуют в
работе районных методических объединений, знакомятся с опытом работы своих коллег и
других дошкольных учреждений Сальского района, а также занимаются самообразованием. Все
это в комплексе дает хороший результат в организации педагогической деятельности и
улучшении качества образования и воспитания дошкольников.
В ДОУ учебно-методическое и информационное обеспечение достаточно для организации
образовательной деятельности и реализации Образовательной программы при посещении
детьми ДОУ, но для работы в дистанционном режиме в учреждении материально –
техническая база недостаточна.
Анкетирование родителей показало высокую степень удовлетворенности качеством
предоставляемых услуг. Структура и система управления соответствуют специфике
деятельности ДОУ.
Организация образовательного процесса в ДОУ создает максимально благоприятные условия
для развития творческих способностей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и
потребностей воспитанников.
В ДОУ учебно-методическое и информационное обеспечение достаточно для организации
образовательной деятельности и эффективной реализации Образовательной программы.
Заведующий МБДОУ № 20
«Тополек» г. Сальска
Цуканова Н.В.
17