Рассмотрено и рекомендовано
педагогическим советом
МБДОУ № 20 «Тополек» г. Сальска
Протокол заседания от 31.08.2022 №1
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ № 20
«Тополек» г. Сальска
___________ Цуканова Н.В.
приказ от 31.08.2022 № 116
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 20 «Тополек» г. Сальска
на 2022– 2023 учебный год.
1
Учебный план Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 20 «Тополек» г. Сальска (далее - МБДОУ) на 2022 – 2023 учебный год
разработан в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. №
1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программах - образовательным программам дошкольного
образования»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об
утверждении СанПиН 2.4.1.3049 - 13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155
«Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»;
Письмом Минобразования РФ от 14.03.2000 г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к
максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
Учебный план составлен в соответствии с Основной образовательной программой дошкольного
образования в МБДОУ № 20 «Тополек» г. Сальска, разработанной учреждением
самостоятельно на основе федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования. Учебный план основывается на:
Примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Детский сад –
Дом радости» автор Н.М. Крылова (3-е издание, исправленное и дополненное. 2015);
Примерной основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под
редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (3-е издание, исправленное и
дополненное. 2016);
«Примерной адаптированной программе коррекционно-развивающей работы в группе
компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим
недоразвитием речи) с 3 до 7 лет" (автор Нищева Н.В.).
МБДОУ осуществляет свою образовательную деятельность на соответствии с:
Уставом, утвержденным
Постановлением Администрации Сальского района от
30.12.2015 № 1308
Лицензией на осуществление образовательной деятельности Серия 61Л01 № 0004377,
выдана 15.12.2017 г., № 6727 Региональной службой по надзору и контролю в сфере
образования Ростовской области, срок действия – бессрочно.
Учебный план разработан согласно комплектованию МБДОУ на 2022-2023 учебный год:
количество групп – 8:
группа общеразвивающей направленности для детей в возрасте 2-3 года в количестве 21
человек.
группа общеразвивающей направленности для детей в возрасте 3-4 года в количестве 31
человека.
группа общеразвивающей направленности для детей в возрасте 4-5 лет в количестве 32
человек.
группа комбинированной направленности для детей в возрасте 5-6 лет в количестве 15
человек.
группа комбинированной направленности для детей в возрасте 5- 6 лет в количестве 15 человек.
группа комбинированной направленности для детей в возрасте 6-7 лет в количестве 15 человек.
группа комбинированной направленности для детей в возрасте 6-7 лет в количестве 16 человек.
группа кратковременного пребывания общеразвивающей направленности для детей в возрасте
1,5 – 3 лет в количестве 3 человек
Учебный план является нормативным документом, устанавливающим перечень
образовательных областей и объем учебного времени, отводимого на проведение основной
образовательной деятельности.
2
Образовательная деятельность в МБДОУ осуществляется в соответствии с годовым
календарным учебным графиком, где
учитываются в полном объеме возрастные
психофизические особенности воспитанников и требования охраны их жизни и здоровья.
Учебный план обеспечивает комплексное развитие детей в пяти взаимодополняющих
образовательных областях:
«Социально-коммуникативное развитие»;
«Познавательное развитие»;
«Речевое развитие»;
«Художественно-эстетическое развитие»;
«Физическое развитие».
В структуре учебного плана выделяются инвариантная и вариативная часть.
Инвариантная
часть
обеспечивает
выполнение обязательной
части
Основной
образовательной программы дошкольного образования. В соответствии с требованиями ООП
дошкольного образования в инвариантной
части
Плана
определено
время
на
организованную образовательную деятельность.
При построении образовательного процесса учебная нагрузка устанавливается,
руководствуясь следующими нормами:
Продолжительность организованной образовательной деятельности:
Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность ООД не должна превышать 10 мин.
Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня
(по 8–10 мин.). Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке
во время прогулки.
-для детей от 2 до 3 лет – не более 10 минут,
- для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут,
- для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут,
- для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут.
Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня:
- в младшей групе не превышает 30 минут,
- в старшей и подготовительной группах – 45 минут и 1,5 часа соответственно.
В середине времени, отведённого на организованную образовательную деятельность,
проводятся физкультурные минутки. Перерывы между периодами организованной
образовательной деятельности – не менее 10 минут.
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может
осуществляться днем после прогулки до обеда. Её продолжительность составляет не более
25 – 30 минут в день. В середине организованной образовательной деятельности
статического характера проводятся физкультурные минутки.
Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и
умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня.
Форма организации занятий: подгрупповая и фронтальная в игровой форме.
Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей
"Физическое развитие", "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие",
«Речевое развитие» входят в расписание организованной образовательной деятельности.
Они реализуются как в обязательной части, так и в части, формируемой участниками
образовательного процесса во всех видах деятельности и отражены в календарном
планировании.
В нерегламентируемую деятельность вынесена образовательная область «Социальнокоммуникативное развитие», включающая в себя следующие направления развития детей:
нравственно-патриотическое
воспитание,
формирование
основ
безопасности
жизнедеятельности, формирование основ
социализации и общения детей, трудовое
воспитание детей, формирование финансовой грамотности старших дошкольников. Также, в
не регламентируемую деятельность включена познавательно-исследовательская деятельность
и формирование здорового образа жизни.
В образовательном процессе используется интегрированный подход, позволяющий
гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности. Основную
3
образовательную деятельность
количественно дополняет образовательная деятельность в
ходе режимных моментов, которая предполагает решение образовательных задач в
продолжительный период времени, разнообразие форм организации и проведения (в
рамках того или иного проекта), а также интеграцию 5 образовательных областей.
Организация жизнедеятельности МБДОУ предусматривает, как организованные педагогами
совместно с детьми формы детской деятельности (ООД, развлечения, досуги, праздники),
так и самостоятельную деятельность детей.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более
40% от общего объема, отводимого на освоения детьми Основной образовательной
программы дошкольного образования МБДОУ. Эта часть учебного плана, формируется
участниками образовательных отношений, где представлены программы, направленные на
развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/
или культурных практиках (парциальные программы), методики, формы организации
образовательной деятельности. В вариативную часть учебного плана включены парциальные
программы.
При реализации образовательной области «Познавательное развитие» - «Математика
в детском саду» Л. Метлиной; «Экономическое воспитание дошкольников: формирование
предпосылок финансовой грамотности».
При реализации образовательной области «Речевое развитие» для детей с ТНР
используется «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в
группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет" (автор Нищева Н.В.).
Занятия с учителем – логопедом проводятся параллельно с занятиями воспитателя и
направлены на развитие детей, нуждающихся в сопровождении данного специалиста. В группах
комбинированной направленности проводится подгрупповая и индивидуальная ООД не менее
2-3 раз в неделю, ее периодичность определяется степенью нарушений речевого развития детей.
Длительность составляет 10-15 минут - индивидуальная и подгрупповая деятельность -25-30
минут. Коррекционно-развивающие занятия педагога-психолога не входят в учебный план, так
как малая коррекционная группа формируется на основе диагностики и по заявкам педагогов
групп. Количество занятий и состав групп определяется по потребности. Занятия проводятся
малыми подгруппами или индивидуально и выводятся за пределы учебного плана. Подгруппы
формируются на основе анализа диагностических данных и сходства проблем. Такие
временные группы функционируют ограниченный срок (2 - 5 месяцев), предусмотренный
разработанной Рабочей программой психологической коррекции. Занятия педагогапсихолога направлены на развитие эмоционально-волевой, познавательной сферы детей и
формирование положительных личностных качеств, совершенствование адаптационных
механизмов, развитие регуляции деятельности и поведения, предупреждение школьной
дезадаптации.
По обеспечению психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ - «Цветиксемицветик» Н.Ю.Куражевой.
При реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н.Авдеевой, О.Л. Князевой, Р. Б.
Стеркиной.
В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» - «Цветные
ладошки» И.А. Лыковой, «Умные пальчики» И.А. Лыковой,
«Малыш» В.А. Петровой,
«Гармония» К.В. Тарасовой.
При реализации образовательной области «Физическое развитие»- «Физическая
культура- дошкольникам» Л.Д.. Глазыриной. Для реализации задач ОО «Физическое развитие»
занятия для детей в возрасте от 3 до 7 лет организуются не менее 3 раз в неделю. Длительность
занятий по физическому развитию зависит от возраста детей и составляет:
- в младшей группе - 15 мин.,
- в средней группе - 20 мин.,
- в старшей группе - 25 мин.,
- в подготовительной группе - 30 мин.
4
Один раз в неделю для детей 4-7 лет круглогодично занятия по физическому развитию детей
проводятся на открытом воздухе.
Вариативная часть учебного плана, также
отражает расширение области
дополнительного образования воспитанников. Организация дополнительного образования
детей (кружковая деятельность) не включена в учебный план и проводится во 2 половине
дня, не нарушая режим образовательного процесса.
В
летний период
проводится образовательная деятельность художественно –
эстетической, оздоровительной направленности на свежем воздухе. В
это
время
увеличивается продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные
игры, спортивные, музыкальные развлечения и праздники.
Основная образовательная деятельность.
Образовательная
область
ООД
возрастные группы
1.Базовая часть
2-3г.
3-4 года
4-5 лет
5-6 лет
6-7 лет
Федеральный
Количество часов в неделю/продолжительность занятия
компонент
Социальнокак часть ООД: ознакомление с окружающим, развитие речи; совместная и
коммуникативное самостоятельная деятельность
развитие
Познавательное
РЭМП
интеграция с др.ОО
1/20
1/20
1/30
развитие
ознакомление
с 1/10
1/15
1/20
2/40
2/60
окружающим
и
развитие речи
Речевое развитие развитие речи
2/20
2/40
2/60
ознакомление
с чтение художественной литературы ежедневно в
художественной
совместной деятельности
литературой
Художественно – рисование
1/10
1/15
1/20
1/25
1/30
эстетическое
лепка
1/10
1/15
0,5/20
1/25
1/30
развитие
аппликация
1/15
1/20
1/25
1/30
конструирование 1/15
0,5/20
1/25
1/30
музыкальное
2/20
2/30
2/40
2/50
2/60
Физическое
физкультурное
2/20
3/45
3/60
3/75
3/90
развитие
итого
9/140
10/150
10/200
14/325
14/420
Недельная нагрузка (мин/час.мин)
2час10м
2час.20мин 3час.20мин 6час40мин 8 час.
5