положение об оказании логопедической помощи

ПРИНЯТО:
на Педагогическом совете
МБДОУ № 20 «Тополек» г.Сальска
Протокол № 1 от 30.08.2024

УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий МБДОУ № 20
«Тополек» г.Сальска
__________/Цуканова Н.В./
Приказ № 95 от 30.08.2024г.

Положение
об оказании логопедической помощи в МБДОУ № 20 «Тополек» г.Сальска

1. Общие положения
1.1. Данное Положение об оказании логопедической помощи в ДОУ (детском саду) разработано
в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской
Федерации» с изменениями от 8 августа 2024 года, Федеральным законом «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г № 124-ФЗ с изменениями от 28 апреля 2023
года, Распоряжения Минпросвещения России от 06.08.2020 № Р-75 «Об утверждении примерного
Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность», а также Уставом дошкольного образовательного учреждения и
другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими
деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
1.2. Настоящее Положение об оказании логопедической помощи (далее - Положение)
регламентирует деятельность детского сада, в части оказания логопедической помощи
воспитанникам, имеющим нарушения устной и (или) письменной речи (далее - воспитанники) и
трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования (в том числе
адаптированных).
1.3. Положение регламентирует возможности получения логопедической помощи детьми,
имеющими речевые патологии, устанавливает направления деятельности учителя-логопеда, его
права и обязанности, определяет материально-техническое обеспечение помещения для
логопедических занятий.
1.4. Логопедическая работа осуществляется в тесном контакте с родителями, обеспечивая
необходимый уровень их осведомленности о задачах и специфике логопедической коррекционной
работы по преодолению неуспеваемости, обусловленной речевыми нарушениями.
1.5. Основными задачами детского сада по оказанию логопедической помощи являются:
•

организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного выявления и
последующей коррекции речевых нарушений воспитанников;

•

организация проведения логопедических занятий с детьми с выявленными нарушениями речи;
организация пропедевтической логопедической работы с детьми по предупреждению
возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку конкретных

•

рекомендаций воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим
работникам;
•

консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и
содержания логопедической работы с воспитанниками;

•

активизация познавательной деятельности воспитанников;
совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями,
потребностями и интересами ребенка.

•

2. Порядок оказания логопедической помощи
2.1. Логопедическая помощь оказывается дошкольным образовательным учреждением любого типа
независимо от его организационно-правовой формы, а также в рамках сетевой формы реализации
дошкольных образовательных программ.
2.2. При оказании логопедической помощи в дошкольном образовательном учреждении ведется
следующая документация, срок хранения которой минимум – 3 года с момента завершения
оказания логопедической помощи:
•
•
•
•
•
•

Программы и/или планы логопедической работы.
Годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов).
Расписание занятий учителей-логопедов.
Индивидуальные карты речевого развития (речевые карты) воспитанников, получающих
логопедическую помощь (Приложения 1.1, 1.2).
Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
Отчетная документация по результатам логопедической работы.
2.3. Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется, исходя из:

•

количества воспитанников, имеющих заключение психолого-медико-педагогической комиссии
(далее - ПМПК) с рекомендациями об обучении по адаптированной образовательной программе
дошкольного образования для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 6-12 указанных
воспитанников;
2.4. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей (законных
представителей) и (или) согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних
воспитанников (Приложения 2 и 3).
2.5. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая входное и
контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15 календарных дней
каждое.
2.6. Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают проведение общего
срезового обследования воспитанников, обследование детей по запросу родителей (законных
представителей) несовершеннолетних воспитанников, педагогических работников, углубленное
обследование воспитанников, имеющих нарушения устной и (или) письменной речи и получающих

логопедическую помощь с целью составления или уточнения плана коррекционной работы
учителя-логопеда и другие варианты диагностики, уточняющие речевой статус ребенка.
2.7. Списочный состав воспитанников, нуждающихся в получении логопедической помощи,
формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом выраженности
речевого нарушения ребенка, рекомендаций ПМПК, ППк.
2.8. Зачисление воспитанников на логопедические занятия может производиться в течение всего
учебного года.
2.9. Отчисление детей с логопедических занятий осуществляется по мере преодоления речевых
нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного ребенка.
Зачисление на логопедические занятия воспитанников, нуждающихся в получении логопедической
помощи, и их отчисление осуществляется на основании приказа заведующего дошкольным
образовательным учреждением.
2.10. Логопедические занятия с воспитанниками проводятся в индивидуальной и (или)
групповой/подгрупповой формах. Количество и периодичность групповых/подгрупповых и
индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом (учителями-логопедами) с учетом
выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк.
2.11. Содержание коррекционной работы с детьми определяется учителем-логопедом (учителямилогопедами) на основании рекомендаций ПМПК, ППк и результатов логопедической диагностики.
2.12. На логопедические занятия зачисляются воспитанники детского сада старшего дошкольного
возраста, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи:
•
•
•
•
•
•

общее недоразвитие речи (ОНР);
фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР);
фонематическое недоразвитие речи (ФНР);
фонетический дефект – недостатки произношения отдельных звуков (НПОЗ);
дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата
(ринолалия, дизартрия), заиканием;
нарушения чтения и письма (дислексия, дисграфия), обусловленные общим, фонетикофонематическим, фонематическим недоразвитием речи.
2.13. В первую очередь зачисляются воспитанники, имеющие нарушения в развитии устной и
письменной речи, препятствующие их успешному освоению образовательных программ
дошкольного образования (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим
недоразвитием речи).
2.14. На каждого воспитанника учитель-логопед заполняет речевую карту, в которой отмечаются
результаты диагностики и коррекционной работы.
2.15. В случае необходимости уточнения диагноза, дети с нарушениями речи с согласия родителей
(законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебнопрофилактическое учреждение для обследования врачами - специалистами (невропатологом,
детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или на медико-психологопедагогическую комиссию.
2.16. Занятия с воспитанниками проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой

являются групповые занятия. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от
характера нарушения в развитии устной и письменной речи ребенка, но не более 25 человек.
2.17. В группы подбираются дети по возможности с однородной структурой речевого дефекта:
•
•
•
•
•
•

с общим недоразвитием речи (ОНР) – до 5 человек;
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) и фонематическим недоразвитием речи
(ФНР) – до 6 человек;
с недостатками чтения и письма, обусловленными общим недоразвитием речи – до 5 человек;
с недостатками чтения и письма, обусловленными фонетико-фонематическим или
фонематическим недоразвитием речи – до 6 человек;
с недостатками произношения отдельных звуков (НПОЗ) – до 7 человек;
минимальная наполняемость группы – 3 воспитанника.
2.18. Занятия проводятся в соответствии с расписанием, составленным учителем-логопедом и
утвержденным заведующим ДОУ.
3. Логопедическая помощь при освоении образовательных программ дошкольного
образования
3.1. Содержание и формы деятельности учителя-логопеда (учителей-логопедов) по оказанию
помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного
образования определяются с учетом локальных нормативных актов дошкольного образовательного
учреждения.
3.2. На логопедические занятия зачисляются воспитанники групп любой направленности, групп по
присмотру и уходу без реализации образовательной программы, разновозрастных групп, дети, не
посещающие дошкольную образовательную организацию, и дети, осваивающие образовательные
программы дошкольного образования (в том числе адаптированные) и нуждающиеся в длительном
лечении, а также дети-инвалиды, которые по состоянию здоровья не могут посещать детский сад,
получающие образование на дому, в медицинских организациях или в форме семейного
образования, имеющие нарушения в развитии устной речи.
3.3. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий:

•

для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении по
адаптированной образовательной программе дошкольного образования, определяется
выраженностью речевого нарушения и требованиями адаптированной образовательной
программы и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме
групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий);

•

для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании
психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении
образовательных программ дошкольного образования, развитии и социальной адаптации
(проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), определяется выраженностью
речевого нарушения и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме
групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий);

•

для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по
итогам логопедической диагностики, определяется (в форме групповых и (или) индивидуальных
занятий) в соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения, разработанной
и утвержденной дошкольным образовательным учреждением.
3.4. При организации логопедической помощи детям младенческого и раннего возраста занятия
могут проводиться в форме консультирования родителей (законных представителей) по вопросам
организации деятельности их ребенка, создания предметно-развивающей среды и обеспечения
социальной ситуации развития.
3.5. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями и составляет:

•

для детей от 1,5 до 3 лет - не более 10 мин;

•

для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 мин;
для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 мин;
для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 мин;
для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 мин.

•
•
•

3.6. Предельная наполняемость групповых/подгрупповых занятий:
•

для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендациями об обучении по
адаптированной образовательной программе дошкольного образования - не более 12 человек;

•

для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании
психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении
образовательных программ дошкольного образования, развитии и социальной адаптации
(проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), не более 12 человек;

•

для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по
итогам логопедической диагностики, предельная наполняемость группы определяется в
соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения, разработанной и
утвержденной дошкольным образовательным учреждением.
3.7. Продолжительность коррекционно-развивающего обучения детей определяется структурой и
выраженностью речевого дефекта и составляет:

•

с нарушением произношения отдельных звуков от 3-х до 9-ти месяцев (примерно от 45 до 60
часов);

•

с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма,
обусловленными фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи – от 4-х до
9-ти месяцев (от одного полугодия до целого учебного года), примерно от 45 до 60 часов;

•

с общим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными общим
недоразвитием речи от 1,5 до 2-х лет (на уровне фонем отводится 73-85 занятий; на уровне слова
45-60 занятий; на уровне связной речи 30 занятий; имеющими отклонения фонетического и

лексико-грамматического развития 65-95 часов занятий). Количество занятий для детей с ОНР
может быть увеличено.
3.8. Учебный материал (слова, тексты, картинки и пр.), используемый для исправления речи,
должен отвечать учебно-коррекционным задачам и соответствовать возрасту воспитанников.
3.9. Темы групповых и индивидуальных занятий, а также посещаемость занятий фиксируются в
журнале учета посещаемости логопедических занятий, который является финансовым документом.
4. Направления деятельности учителя-логопеда
4.1. Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее образование по специальности
«Логопедия».
4.2. Учитель-логопед назначается и увольняется заведующим дошкольным образовательным
учреждением в порядке, предусмотренном законодательством.
4.3. Работа учителя-логопеда осуществляется по следующим направлениям:
4.3.1. Аналитико-диагностическая работа – комплексное логопедическое обследование устной и
письменной речи воспитанников; сбор и анализ анамнестических данных; психологопедагогическое изучение детей; дифференциальная диагностика речевых расстройств; обработка
результатов обследования; определение прогноза речевого развития и коррекции; комплектование
групп и подгрупп на основе диагностических данных; составление перспективного плана
коррекционно-логопедической работы на каждую группу; составление расписания занятий.
4.3.2. Профилактическая и просветительская работа – направлена на повышение уровня
профессиональной деятельности педагогов и осведомленности родителей (законных
представителей) о задачах и специфике логопедической коррекционной работе и мероприятиях по
повышению успеваемости воспитанников, имеющих нарушения речи, на уроках и дома.
Осуществляется через родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы,
открытые занятия, логопедический стенд для родителей и педагогов со сменным материалом;
целенаправленная систематическая совместная работа учителя-логопеда, педагога-психолога,
учителей и родителей (законных представителей) по выявлению детей группы риска.
4.3.3. Коррекционно-развивающая работа – направлена на развитие и совершенствование речевых
и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и компенсацию нарушений речевой
деятельности, развитие познавательной, коммуникативной и регулирующей функции речи. Работа
ведется на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях.
4.3.4. Организационно-методическая работа направлена на:
•
•
•
•

повышение уровня логопедической компетентности учителя-логопеда;
обеспечение связи и преемственности в работе учителя-логопеда, педагогов и родителей в
решении задач по преодолению речевого недоразвития у воспитанников;
повышение эффективности коррекционно-логопедической деятельности;
совершенствование программно-методического оснащения коррекционно-логопедической
деятельности.

Работа включает в себя: разработку методических рекомендаций для учителей и родителей по
оказанию логопедической помощи детям, перспективного планирования; изучение и обобщение
передового опыта; обмен опытом; поиск наилучших средств коррекции речи детей; изготовление и
приобретение наглядного и дидактического материала.
4.4. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно педагогическая работа с
воспитанниками из расчета 20 часов в неделю за ставку заработной платы, а также другая
педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или)
индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная и иная.
4.5. Консультативная деятельность учителя-логопеда (учителей-логопедов) заключается в
формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых особенностей воспитанников
при совместной работе всех участников образовательной деятельности (административных и
педагогических работников детского сада, родителей (законных представителей), которая
предполагает информирование о задачах, специфике, особенностях организации коррекционноразвивающей работы учителя-логопеда с воспитанниками.
4.6. Консультативная деятельность может осуществляться через организацию:

•

постоянно действующей консультативной службы для родителей;
индивидуального и группового консультирования родителей (законных представителей),
педагогических и руководящих работников детского сада;

•

информационных стендов.

•

4.7. На консультативную работу используются 2 часа. В часы консультаций учитель-логопед:
•

проводит работу по уточнению установленного логопедического заключения, более тщательно
обследуя речь детей;

•
•

дает рекомендации воспитанникам и их родителям по коррекции фонетического дефекта;
проводит консультации с родителями и воспитателями по определению тяжести речевого
дефекта;

•

оформляет необходимую документацию.
5. Права и обязанности учителя-логопеда
5.1. Учитель-логопед обязан:

•

рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной
компетентности;

•

нести ответственность за организацию коррекционно-развивающего обучения;
ознакомить родителей (законных представителей) с речевым диагнозом ребенка и
индивидуально-образовательным маршрутом;

•
•
•
•

вести необходимую документацию предусмотренную настоящим Положением;
способствовать формированию общей культуры личности, социализации;
обеспечивать уровень подготовки воспитанников, соответствующий требованиям
государственного образовательного стандарта;

•
•
•
•
•

строго соблюдать принципы педагогической этики;
выполнять распоряжения администрации дошкольного образовательного учреждения;
выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
обеспечивать охрану жизни и здоровья воспитанников в период образовательной деятельности;
осуществлять систематическую связь с заместителем заведующего и воспитателями детей,
имеющих речевые нарушения, посещать занятия с целью выработки правильного речевого
режима в группе.
5.2. Учитель-логопед имеет право:

•
•

на защиту профессиональной чести и достоинства;
определять приоритетные направления работы с учетом конкретных условий дошкольного
образовательного учреждения;

•

формулировать конкретные направления работы с детьми и взрослыми. Выбирать формы и
методы этой работы, решать вопрос об очередном проведении различных видов работ;

•

знакомиться с документаций ДОУ;
повышать квалификацию;
аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и
получить ее в случае успешного прохождения аттестации;

•
•
•

для учителя-логопеда действующим законодательством предусмотрены все льготы и
преимущества, продолжительность отпуска и порядок пенсионного обеспечения, установленные
для педагогов дошкольного образовательного учреждения.
6. Заключительные положения
6.1. Настоящее Положение об оказании логопедической помощи является локальным нормативным
актом, принимается на Педагогическом совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом
заведующего дошкольным образовательным учреждением.
6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной
форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
6.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению
принимаются в порядке, предусмотренном п.6.1. настоящего Положения.
6.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в
новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».